2 июня 2022 года на заседании рабочей группы РТК по развитию рынка труда и содействию занятости населения  рассмотрены следующие вопросы

2 июня 2022 года на заседании рабочей группы РТК по развитию рынка труда и содействию занятости населения, с участием представителей Объединения «Желдортранс», в том числе рассмотрены следующие вопросы:

  1. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, пребывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу».
    Проектом предлагается увеличить с 30 процентов до 50 процентов размер резерва квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам, пребывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу.

    По итогам обсуждения Проект был поддержан стороной Работодателей, а Профсоюзной стороной – не поддержан.

  1. О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил взаимодействия информационной системы работодателя и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
    Проект направлен на утверждение с 1 сентября 2022 года прилагаемых Правил, которые устанавливают порядок взаимодействия информационной системы работодатель и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и распространяются на работодателей, которые приняли в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ, решение об использовании информационной системы работодателя в целях осуществления электронного документооборота в сфере трудовых отношений (электронный документооборот).

    Среди основных положений Правил можно отметить следующее.

    Работодатель обеспечивает взаимодействие информационной системы работодатель и Единого портала в целях:

    - предоставления работнику или лицу, поступающему на работу, возможности направления в адрес работодатель заявлений, уведомлений и сообщений, которые предусмотрены трудовым законодательством и в отношении которых осуществляется электронный документооборот, с учетом положений части 8 статьи 223 Трудового кодекса РФ;

    - обеспечения возможности размещения на Едином портале документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (электронные документы), в случае подачи работником заявления о выдаче таких документов с указанием способа предоставления таких документов путем размещения на Едином портале, с учетом положений части 11 статьи 223 Трудового кодекса РФ (если такое взаимодействие предусмотрено локальными нормативными актами работодателя);

    - направления в личный кабинет работника на Едином портале документов, подписанных работником простой электронной подписью работника в информационной системе работодателя (при наличии заявления работника о таком размещении) с учетом положений части 12 статьи 223 Трудового кодекса РФ (если такое взаимодействие предусмотрено локальными нормативными актами работодателя).

    Заявлениями, уведомлениями и сообщениями, направляемыми работником в информационную систему работодателя в соответствии с Правилами, являются электронные документы, формируемые работником без участия работодателя.

    Взаимодействие информационной системы работодателя и Единого портала обеспечивается:

    - с использованием технологии прикладного программного интерфейса, предназначенной для взаимодействия внешних информационных систем с отдельными информационно-технологическими и телекоммуникационными элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, интегрированной с подсистемой единого личного кабинета Единого портала в соответствии с методическими материалами, размещенными на справочном информационном ресурсе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий;

    - с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    Положения Правил, предусматривающие взаимодействие информационной системы работодателя и единого портала с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, распространяются на работодателей, информационная система которых подключена к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

    В результате взаимодействия информационной системы работодателя и Единого портала обеспечивается хранение электронных документов, размещенных в личном кабинете работника или лица, поступающего на работу, на Едином портале.

    Подписание и направление работником или лицом, поступающим на работу, в информационную систему работодателя подписанных электронных документов производится с использованием функциональности, доступной в личном кабинете работника или лица, поступающею на работу, на Едином портале. При подписании указанных электронных документов используются электронные подписи, предусмотренные статьей 223 Трудового кодекса РФ.

    Возможность использования Единого портала для взаимодействия с работодателем, информационная система которого взаимодействует с Единым порталом в порядке, предусмотренном Правилами, предоставляется работникам и лицам, поступающим на работу, завершившим прохождение процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

    Электронные документы, размещенные в личном кабинете работника или лица, поступающего на работу, подлежат хранению в подсистеме единого личного кабинета.

    По итогам обсуждения Проект был согласован.

  1. О результатах работы по развитию национальной системы квалификаций в 2021 году.
    Информацию по вопросу представили Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруда России.

    Среди представленной информации можно отметить следующее.
    В целом к концу 2021 года в сфере совершенствования механизмов и развития независимой оценки квалификации были достигнуты результаты:

    - утверждено 1482 профессиональных стандарта, и на их основе разработаны и утверждены 2683 наименования квалификаций;
    - сеть из 508 центров оценки квалификаций и 1064 экзаменационных площадок охватывает 83 субъекта Российской Федерации;
    - разработано и утверждено 1513 примеров оценочных средств, актуализировано 205 примеров оценочных средств;
    - профессиональные экзамены проведены в 306 центров оценки квалификаций (ЦОК), в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (Реестр) содержатся сведения о 136 396 соискателях, прошедших независимую оценку квалификации (НОК).

    В 2021 году продолжена реализация проекта по централизованному проведению теоретической части профессионального экзамена с использованием цифровых технологий с участием 9 советов по профессиональным квалификациям (СПК). Экзамены проведены в 27 субъектах РФ, 931 соискатель сдал теоретическую часть профессионального экзамена, из них 272 соискателя успешно. 50 человек сдали обе части профессионального экзамена и получили свидетельство о квалификации.

    В 2021 году проводилась работа, направленная на оптимизацию процессов и процедур, связанных с разработкой профессиональных стандартов.

    В целях дальнейшего развития Национальной системы квалификаций (НСК) и системы НОК в 2021 году в соответствии с предложениями Минтруда России, СПК, работодателей и иных заинтересованных организаций подготовлен План нормотворческой и методической работы в сфере развития национальной системы профессиональных квалификаций на 2021-2022 годы, одобренный Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).

    В субъектах РФ и организована работа по включению НСК и ее элементов в стратегические/программные региональные документы по вопросам развития образования, трудовых ресурсов, содействия занятости населения; формированию планов мероприятий (дорожных карт) развития НСК в регионах; проведению региональных и межрегиональных мероприятий по популяризации национальной системы квалификаций и независимой оценки квалификации.

    Текущее состояние развития системы независимой оценки квалификации характеризуется умеренным ростом количественных показателей ее ключевых элементов (количество утвержденных квалификаций и оценочных средств, действующих центров оценки квалификаций и доступных экзаменационных площадок).

    По мнению Минтруда России, основные направления развития независимой оценки квалификации на ближайшую перспективу:

    - развитие профессиональных стандартов и квалификаций, их своевременная актуализация с учетом изменений в содержании профессиональной деятельности, возникновения новых профессий; гармонизация профессиональных стандартов, квалификационных справочников, общероссийских классификаторов;

    - совершенствование системы независимой оценки квалификации – установление обязательности прохождения НОК для отдельных категорий работников; обеспечение возможности признания в НСК документов о квалификации, выдаваемых зарубежными системами оценки квалификации, гарантирование достоверности, объективности, прозрачности процедуры профессионального экзамена, реализация НОК при организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»; обеспечение доступности НОК для граждан и работодателей за счет создания необходимой инфраструктуры, введения дополнительных налоговых преференций для участников системы НОК – расширения налоговых стимулов для работодателей, снижения налоговой нагрузки на центры оценки квалификаций;

    - развитие механизмов управления национальной системой квалификации, наделение органов государственной власти субъектов РФ, центров занятости населения и образовательных организаций полномочиями по развитию региональной инфраструктуры НСК, расширение прав объединений работодателей в сфере участия в развитии НСК, формирование порядка осуществления полномочий СПК в отношении «сквозных» видов профессиональной деятельности, относящихся к ведению нескольких СПК;

    - сближение профессиональных и образовательных квалификаций, усиление практической направленности среднего профессионального образования и высшего образования, профессионального обучения, обеспечение востребованности профессионально-общественной аккредитации, создание и развитие механизмов экспертизы профессиональным сообществом содержания образовательных программ; масштабное распространение процедуры проведения государственной итоговой (промежуточной) аттестации, разработка и запуск программ формирования soft-skills («мягких» компетенций) в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, содействие масштабированию практик дуального обучения, прикладного проектного обучения, сетевых образовательных программ, наставничества и обучения на производстве, включая разработку соответствующего профессионального стандарта и описания квалификации;

    - интеграция информационных ресурсов национальной системы квалификаций с формирующейся экосистемой сервисов для управления рынком труда (единая цифровая платформа «Работа в России», включающая электронный кадровый документооборот, мониторинг трудоустройства выпускников, мониторинг и моделирование ситуации на рынке труда, биржу навыков, ЦЗН 2.0, производственные практики и обучение в течение всей жизни);

    - стимулирование притока квалифицированных граждан, создание благоприятных условий для получения и подтверждения иностранными гражданами востребованных в российской экономике и перспективных квалификаций на территории Российской Федерации и государств выезда с учетом приоритетов миграционной политики РФ; включение вопросов оценки квалификации трудовых мигрантов в положения международных договоров об организованном наборе; развитие инфраструктуры и механизмов подбора, обучения и оценки квалификации трудовых мигрантов на территории направляющих стран; формирование механизмов содействия повышению уровня владения русским языком с учетом квалификации, а также его оценки;

    - реализация профессионального, трудового и предпринимательского потенциала российской молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.

    В рамках реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России активно взаимодействует с участниками системы независимой оценки квалификаций в части совершенствования содержания образовательных программ в соответствии с квалификационными требованиями, установленными профессиональными стандартами.

    Так, согласно Правилам разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434, проекты федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) проходят процедуру рассмотрения в НСПК. В 2021 году с участием НСПК принято 17 ФГОС СПО по профессиям и специальностям.

    Всего процедуру рассмотрения прошли более 100 проектов ФГОС СПО.

    В соответствии с приказом Минпросвещения России от 8 апреля 2021 г. № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования» проекты примерных программ проходят экспертизу в советах по профессиональным квалификациям.

    Кроме того, Минпросвещения России ведется Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ в соответствии с Правилами формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. № 431.

    В рамках указанной деятельности ведется работа в составе Рабочей группы при НСПК по совершенствованию системы профессионально-общественной аккредитации.

    По итогам обсуждения информация по вопросу была принята к сведению. При этом было отмечено, что представленный Минтрудом России материал о независимой оценке квалификаций не в полной мере соответствует заявленной тематике вопроса. Также Минтруду России было предложено подготовить материал по развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации и перспективах её развития.

  1. О ходе реализации Плана мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022-2024 годы.
    Информацию по вопросу представили Минтруд России, МВД России и Роструд.

    Среди представленной информации можно отметить следующее.

    В соответствии с указанным Планом в субъектах РФ сформированы соответствующие комиссии с привлечением представителей Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФНС России, государственной инспекции труда, государственных внебюджетных фондов, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей. Кроме того, были разработаны, утверждены и доведены до регионов методические рекомендации по вопросам организации работы по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в субъектах РФ, утверждены региональные планы мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений.

    Вместе с тем с учетом осложнения социально-экономической ситуации в условиях внешнего санкционного давления, ухода с рынка крупных компаний с иностранным участием, учитывая снижение регуляторных издержек для отечественных предпринимателей, по мнению Минтруда России, мероприятия Плана в настоящее время не соответствуют целям и задачам первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики. В этой связи Минтрудом России в адрес Правительства РФ направлены предложения по корректировке сроков исполнения мероприятий Плана.

    По итогам обсуждения информация по вопросу была принята к сведению.