ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «СВЕРДЛОВСКАЯ ПРИГОРОДНАЯ КОМПАНИЯ»
АО «Свердловская пригородная компания» (дочернее общество
ОАО «РЖД») – один из крупнейших в России железнодорожных перевозчиков
в пригородном сообщении, работает с 2005 года.
Маршрутная сеть АО «СПК» насчитывает более 240 пригородных поездов,
в том числе современные электропоезда «Ласточка». Ежегодно компания перевозит 30 млн пассажиров.
Компания осуществляет пассажирские перевозки на территории 7 регионов страны, а именно:
► Свердловская область;
► Тюменская область;
► Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;
► Челябинская область;
► Оренбургская область;
► Курганская область;
► Республика Башкирия (участок).
В 2001 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте», которая предполагала создание пригородных пассажирских компаний. 28 июня 2005 года во исполнение постановления по решению руководства Свердловской железной дороги (СвЖД) была создана Свердловская пригородная компания (СПК) в форме открытого акционерного общества на следующих условиях: 51% уставного капитала принадлежит ОАО «РЖД», 49% - Свердловской области. Генеральным директором был избран Максим Шнейдер. Компания начала работу по договору аутсорсинга с СвЖД.
Уже 31 августа 2005 года Свердловская пригородная компания совместно
с СвЖД запустила проект «городской электрички» в Екатеринбурге, который позволил горожанам перемещаться на пригородных поездах по городу, минуя пробки. В первый год эксплуатации «городской электричкой» пользовались около 3,8 тыс. пассажиров в день. В дальнейшем популярность данного вида транспорта заметно выросла.
В октябре 2005 года в штат Свердловской пригородной компании были приняты более 300 проводников пассажирских вагонов, переведенных
из ОАО «РЖД».
4 августа 2006 года СПК получила лицензию на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. Компания вошла в тройку предприятий, первыми получивших такую лицензию на территории Российской Федерации, наряду с Центральной пассажирской пригородной компанией
и ОАО «Волгоград-пригород».
20 ноября 2006 года СПК получила лицензию на перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Благодаря этому компании стала доступна организация интермодальных перевозок (т. е. перевозок по единому транспортному документу на весь путь следования, с использованием, по крайней мере, двух видов транспорта).
23 мая 2007 года генеральный директор СПК Максим Шнейдер вошел
в состав Совета по развитию туризма в Свердловской области. С осени 2006 года СПК активно принимает участие в мероприятиях, посвященных развитию регионального внутреннего и въездного туризма на территории Свердловской области.
31 июля 2007 года был запущен в эксплуатацию рельсовый автобус сообщением Свердловск – Челябинск. Состав рельсового автобуса РА-2 включал
в себя 3 вагона общей вместимостью 222 человека (2 головных вагона
по 68 пассажиров и один вагон – на 86 пассажиров). Позднее состав был переведен на другие маршруты.
1 октября 2008 года пригородные поезда, курсирующие по территории Свердловской и Тюменской областей, переходят в управление Свердловской пригородной компании. В результате СПК становится полноправным перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении.
14 октября 2008 года был открыт новый маршрут пригородного сообщения «Экспресс Кольцово», связавший Екатеринбург и аэропорт Кольцово. Протяженность маршрута составила 21 км, время в пути – 33 мин.
1 января 2010 года Свердловская пригородная компания начала перевозочную деятельность в пригородном железнодорожном сообщении
на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
30 июля 2010 СПК впервые в России открыла продажу билетов через Интернет на пригородные поезда повышенной комфортности. Компания также приступила к внедрению собственной разработки - Автоматизированной системы управления пригородной пассажирской компанией (АСУ ППК). Она создана для автоматизированного учёта перевозок в единой базе в режиме он-лайн.
В августе 2010 года исполняющим обязанности генерального директора избран Дмитрий Логинов. Прежний генеральный директор компании – Максим Шнейдер – приказом Президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина был назначен на должность руководителя структурного подразделения холдинга – Центра
по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР).
1 января 2011 года Свердловской пригородной компании были переданы функции перевозчика пассажиров на территории Челябинской, Курганской
и Оренбургской областей.
25 мая 2012 года Евгений Савостин избран генеральным директором Свердловской пригородной компании.
8 июня 2012 года Свердловская пригородная компания установила
на пригородном вокзале в Челябинске в залах ожидания бесплатный беспроводной интернет (Wi-Fi).
1 августа 2012 года Свердловская пригородная компания установила бесплатный Wi-Fi в пригородных поездах на маршрутах Каменск-Уральский — Екатеринбург и Нижний-Тагил — Екатеринбург.
3 августа 2012 года впервые в Свердловской области установлена автоматизированная пропускная система на станции ВИЗ.
16 августа 2012 года Свердловская пригородная компания установила оборудование для обеспечения беспроводного доступа к сети Интернет
(Wi-Fi) в зале пригородных касс железнодорожного вокзала Екатеринбург-Пассажирский.
25 января 2013 года Свердловская пригородная компания на территории Свердловской области запустила пилотный проект по безналичной форме оплаты проезда в пригородных поездах.
В феврале 2013 года Свердловская пригородная компания ввела
в эксплуатацию турникетные комплексы на станциях Оренбург и Челябинск.
10 июня 2013 года на вокзале Екатеринбург-Пассажирский установлен первый в Свердловской области терминал самообслуживания с модулем безналичной оплаты. Терминал работает по принципу банкомата: пассажир вставляет карту, вводит пин-код и производит оплату проездного документа.
В январе 2014 года отправились в первый рейс два дизель-электропоезда
ДТ-1, приобретенных Свердловской пригородной компанией за счет собственных средств. Вагоны изготавливались под заказ с учётом требований локомотивных бригад и пассажиров. Они были оборудованы новой системой кондиционирования и отопления, датчиками температуры, которые позволяют отслеживать
и поддерживать комфортный микроклимат в пути, а также системой видеонаблюдения снаружи и внутри поезда.
5 ноября 2015 года на маршруте Екатеринбург – Нижний Тагил были запущены инновационные электропоезда ЭС2Г «Ласточка».
В январе 2016 года электропоезда «Ласточка» были запущены на маршруте Екатеринбург-Кузино.
8 августа 2016 года Свердловская пригородная компания запустила мобильное приложение «Пригород» на всем полигоне присутствия. Мобильное приложение внедрили на своих полигонах 12 пригородных компаний.
В июне 2017 года произошла смена наименования. ОАО «Свердловская пригородная компания» переименовано в АО «Свердловская пригородная компания».
2 декабря 2017 года состоялся торжественный запуск мультимодального маршрута Челябинск – Миасс – ГЛК «Солнечная долина». Перевозки осуществляются в зимний период по выходным и праздничным дням электропоездом повышенной комфортности с увязкой времени его прибытия
на железнодорожный вокзал Миасс и пересадкой на автобус, следующий
до курорта и обратно
С 12 января 2018 года продлена часть маршрутов электропоездов «Ласточка». По пятницам и воскресеньям вечерняя электричка Екатеринбург – Нижний Тагил следует до Кушвы, а Екатеринбург – Кузино до Шали.
19 мая 2018 года в Челябинской области запущены чартерные туристические поезда по маршрутам Челябинск – Миасс и Челябинск – Златоуст. В компании разработано несколько вариантов туристических поездок, которые рассчитаны на детские группы.
С 14 по 28 июня 2018 года для перевозки болельщиков во время проведения в Екатеринбурге матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™
на Свердловской железной дороге введено дополнительно 74 рейса пригородных поездов на 5 направлениях. 46 дополнительных рейсов с использованием электропоездов «Ласточка» были назначены на маршруте Екатеринбург-Пассажирский – Аэропорт «Кольцово». В электропоездах для удобства пассажиров установлен Wi-Fi.
7 июля 2018 года на маршруте Тюмень – Тобольск запущены новые вагоны, оформленные в туристических брендах «Императорский маршрут» и VisitTyumen. Подвижной состав оборудован в соответствии с современными требованиями комфорта: все вагоны оснащены удобными креслами с персональными аудиомодулями и розетками, системами кондиционирования воздуха, экологически чистыми туалетными комплексами, информационными табло, аппаратами раздачи питьевой воды.
26 июня 2019 года оформлен миллиардный билет на пригородные поезда посредством разработки пригородной компании - АСУ ППК. Покупка была зафиксирована в пригородной компании «Черноземье».
С сентября 2019 генеральным директором назначен Роман Бараковских.
5 ноября 2020 года электропоезда «Ласточка» начали курсировать
на маршруте Челябинск – Магнитогорск.
С 20 февраля 2021 на СвЖД курсирует туристический поезд Екатеринбург – Алапаевск в рамках проекта «Императорский маршрут».
С 17 апреля 2021 года пригородные поезда «Ласточка» на СвЖД начали курсировать в сообщении Нижний Тагил – Екатеринбург – аэропорт Кольцово.
1 октября 2021 года на маршруте Тюмень – Тобольск начали курсировать новые вагоны. Это завершающий этап программы по обновлению подвижного состава на данном направлении (всего приобретено 14 вагонов, в том числе четыре, оборудованные под нужды маломобильных пассажиров).
16 ноября 2021 года генеральным директором компании назначен Павел Кутловский.
14 апреля 2022 запущена дополнительная пара электропоезда «Ласточка» Екатеринбург – Каменск-Уральский (курсирует по субботам).
14 мая запущен дополнительный туристический поезд до природного парка «Оленьи ручьи» сообщением Екатеринбург – Михайловский завод.
Компания продолжает работать над повышением качества предоставляемых услуг, а также создания комфортной среды для пассажиров в поездке.
Помощник руководителя по связям с общественностью А.Изместьева